Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

Информация о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 109 муниципального образования городской округ город-курорт Сочи  Краснодарского края размещено в двух отдельно стоящих  зданиях. Вокруг  основного здания расположена зона игровой территории, которая включает в себя групповые участки, общую физкультурную площадку.

По всей территории детского сада выделены: площадь для хозяйственной зоны, зона посадок садовых кустарников, цветов. Территория дошкольного учреждения ограждена полосой зеленых насаждений, забором.

На территории МДОБУ имеется 12 прогулочных участков, соответствующих СанПиН, оборудованных малыми   архитектурными формами – прогулочными павильонами, песочницами, столами со скамейками.

Общая площадь МДОБУ составляет 9814 кв.м. Детский сад имеет  холодное и горячее водоснабжение, центральное отопление.

В дошкольном учреждении имеются административные и служебные помещения, двенадцать групповых помещений (игровая, спальня, туалетная комната, раздевалка), физкультурно- музыкальный зал, кабинет педагога-психолога, методический кабинет, медицинский кабинет,  изолятор, прививочный кабинет, прачечная, пищеблок.

Материально-техническая и развивающая среда МДОБУ соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям.

В дошкольном учреждении имеется современная информационно – техническая база (электронная почта, факс, компьютеры, сканеры, множительная техника и др.). Технические средства обучения в достаточном количестве.

Имеющиеся площади позволяют использовать разные формы дошкольного образования (подгрупповая, индивидуальная работа).

Художественно-эстетическое направление работы  проходит в музыкальном зале и в групповых комнатах.

Двигательная деятельность осуществляется в физкультурно-музыкальном зале и на спортивной площадке на территории детского сада.

Программно-методическое обеспечение педагогов осуществляется в методическом кабинете, где имеется необходимая литература, медиатека, наглядные пособия по всем направлениям деятельности детского сада.

Одним из актуальных и необходимых компонентов предметно-пространственной среды МДОБУ являются  технические ресурсы, обеспечивающие применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательном процессе:

  • мультимедийная установка – 1 шт.;
  • экран – 1 шт.;
  • компьютер – 5 шт.;
  • ноутбук – 1 шт.;
  • принтер – 4 шт.;
  • магнитофон – 5 шт.;
  • музыкальный центр – 1 шт.;
  • электропианино – 1 шт.;

Наличие данных технических ресурсов позволяет педагогам получить возможность поиска необходимой информации, возможность публиковать свои материалы, общаться на Форумах, участвовать в методических вебинарах, готовить мультимедийные презентации и включать их в совместную деятельность с детьми и родителями,  создавать фото-шоу и видеофильмы о жизни детей в детском саду.

Оборудованных учебных кабинетов приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — нет.

Обеспечение доступа в здание ДОУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

На основании анализа существующей ситуации, нормативно-технических документов в части обеспечения доступности для маломобильных групп населения, фактического использования помещений, в том числе прилегающих территорий детских площадок, приведены следующие выводы:

  • движение маломобильных групп по помещениям детского сада оборудовать невозможно ввиду конструктивных и объемно-планировочных особенностей строения;
  • движение маломобильных групп по территории детского сада, в частности проходы или проезды на территорию детских игровых площадок частично ограничены особенностями рельефа площадки;
  •  доступ инвалидов колясочников к административному корпусу «А» без обустройства санитарно-бытовой комнаты для пользования МГН оборудован пандусом.
  • на всех входных дверях нанесена яркая контрастная маркировка для слабовидящих в виде желтых квадратов;
  • установлены тактильные пиктограммы при входе в административное здание, медицинский блок, кабинет заведующего.

Проход к зданию администрации детского сада осуществляется по дорожке, имеющей ровное покрытие из асфальтобетона. Для передвижения к этому зданию маломобильных групп населения — ограничений нет.  

Об условиях питания и охраны здоровья обучающихся:

Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья. Поэтому в плане работы МДОБУ вопрос о правильном питании занимает одно из важнейших мест. В МДОБУ четырехразовое сбалансированное питание.

Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. Пищеблок на 100% укомплектован кадрами. Помещение пищеблока размещается на первом этаже, имеет отдельный выход. Санитарное состояние пищеблока соответствует требованиям Сан ПиН.

Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом поставщиков. Имеется десятидневное перспективное меню. При составлении меню используется разработанная картотека блюд, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам.

Продукты, включенные в питание разнообразны:

  • 9 видов круп;
  • из овощей: капуста, лук, морковь, свекла, картофель, огурцы, помидоры, зеленый горошек;
  • мясная продукция: куры, филе говядины, субпродукты (печень), говяжий фарш;
  • рыба морская: минтай;
  • молочная продукция: творог, сметана, молоко, кефир;
  • фрукты: яблоки, бананы, апельсины;
  • разные виды напитков: компоты ассорти (изюм, курага, чернослив, сухофрукты), соки, кисель;
  • хлеб (пшеничный, ржаной);
  • 3 раза в неделю свежая выпечка.

Компоты ежедневно витаминизируются витамином C;

Готовая пища выдается только после снятия пробы медработником и соответствующей записи в журнале результатов оценки готовых блюд. Организация питания постоянно находится под контролем администрации. Ежедневно проводится бракераж готовой и сырой продукции.

Педагогами МДОБУ большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Система физкультурно-оздоровительной работы МДОБУ:

  • Проведение закаливающих процедур;
  • 3–4 года – босохождение;
  • 5-7 лет – обливание рук до локтей прохладной водой;
  • Обеспечение рационального калорийного питания и др.;
  • Контроль за соблюдением СанПиН в МДОУ и на его территории;
  • Профилактика травматизма, педикулёза, отравлений и др.

Физкультурно-оздоровительная работа направлена на:

  • решение программных задач физического воспитания и развития;
  • обеспечение двигательного режима и активности;
  • сохранение и укрепление психического здоровья.

Для качественной реализации данных направлений и обеспечения эмоционального комфорта детей в МДОБУ в педагогическом процессе используются современные образовательные и здоровьесберегающие технологии:

  • психотехнологии (игротерапия, психогимнастика);
  • элементы проблемного и развивающего обучения
  • утренняя гимнастика (ежедневно);
  • физкультурные занятия;
  • прогулки с включением подвижных, спортивных игр, спортивных упражнений;
  • пальчиковая гимнастика;
  • зрительная, дыхательная гимнастика;
  • оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
  • хождение по «дорожкам здоровья», массажным коврикам(ежедневно);
  • физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
  • спортивные досуги, праздники (1 раз в месяц).

Доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям у воспитанников нет.

Доступа у воспитанников к электронным образовательным ресурсам в ДОУ нет.

Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в  Федеральном законе  понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

 

Специально оборудованные учебные кабинеты

Кабинет учителя — логопеда.

В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми.

Оснащен 1 логопедический кабинет. Кабинет учителя-логопеда предназначен для:

-проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста;

-проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.

Оснащение кабинета учителя-логопеда:

— логопедический стол с зеркалом настенным и лампой дополнительного освещения;
— зеркала для индивидуальной работы;
— шкафы для хранения пособий;
— столы для детей;
— стулья детские;
— стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией;
— игры и наглядные пособия для занятий с детьми;

Кабинет педагога-психолога.

В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей.

Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Для кабинета педагога-психолога отведено отдельное помещение.

Оснащение кабинета педагога — психолога:
— стол, стул для работы педагога — психолога с документацией;
— стеллаж для пособий и игр, для литературы;
— столы для детей;
— стулья детские;
— ковер;

-игры и наглядные пособия для занятий с детьми;

 

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 Группы комбинированной направленности для детей с задержкой психического развития – 2.

Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводятся занятия, досуги, праздники, утренники и развлечения.

Оснащение музыкального зала:

мультимедийное устройство, музыкальный центр,  оборудование для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки). Создана фонотека (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал. Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической литературой.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Библиотека является составной частью методической службы детского сада и включена в образовательный процесс с целью обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. В ДОУ имеется необходимое методическое обеспечение: программы, методические пособия, дидактический материал, который находится в методическом кабинете. Оформлена подписка для педагогов на  периодические издания

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В учреждении имеются совмещенный музыкальный (спортивный) зал, спортивная площадка, с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре. С воспитанниками организуется  образовательная деятельность  по физической культуре 3 раза в неделю. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в основную общеобразовательную программу МДОБУ № 109 г.

В каждой возрастной  группе оборудованы  спортивные уголки, в которых имеются: массажные коврики для стоп,  дорожки здоровью,  обручи, мячи разных размеров,  скакалки, кегли,  мячи, нестандартное оборудование,  маски и атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.

На участке детского сада оборудована спортивная площадка для занятий детей на улице.

 

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС  ДО как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению адаптированной основной образовательной программы, но и при проведении режимных моментов.

Развивающая предметно — пространственная среда групп содержательно-насыщена, трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Имеется возможность беспрепятственного входа и выхода из них. Конструктивные особенности  здания  МДОБУ № 109 не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации.

Входные площадки имеют навесы,  вывески с названием организации, графиком работы организации, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля  на контрастном фоне, звонок при входе. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением.

Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица. Территория МДОБУ № 109 асфальтирована.

Специальные условия питания

В учреждении организовано сбалансированное  питание в соответствии с цикличным двухнедельным меню для детей дошкольного возраста, утвержденным заведующим ДОУ.  Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3591-20, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 27.10.2020 г.

Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

МДОБУ № 109 подключено к сети Интернет. Воспитанники ДОУ не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ДОО не предусмотрено. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В МДОБУ № 109  имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития). В ДОУ имеется ноутбук, принтеры, проектор мультимедиа,  интерактивная доска, фото-видео оборудование, музыкальный центр, аудиосистема.
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.